Сегодня поговорим с вами на такую тему: как развивается город? Как формируются такие, важнейшие для комфортного проживания людей, структуры, как жилой район, квартал. От чего зависит застройка этих структур, ее параметры. Если говорить проще — как создать идеальный для человека город? Что для этого необходимо?
Человечество пыталось не раз изобрести формулу идеального города. Города, как места, где люди счастливы. Вспомните концепции идеальных городов: «город-сад», «линейный город», «индустриальный город» и т.п. Проекты идеальных поселений создавались на протяжении всей истории человечества. Архитекторы всегда предлагали решения «насущных проблем» градостроительства того времени, когда они жили и работали.
Вся штука в том, что формирование города — своего рода производная того социального строя, тех условий, в которых живут люди. Идет время, меняется уклад жизни, изобретаются новые технологии. Все это находит свое отражение в застройке города. Как на срезе дерева есть годовые кольца, по которым можно определить его возраст и то, как ему жилось, так и городская застройка дает понять, как жили люди в те или иные времена. Все нюансы нашей жизни дают о себе знать. Вспомним наше недавнее прошлое.
Начнем со сталинских времен
Стиль этого времени в архитекторе сейчас называется «сталинский ампир». Тогда он, конечно же, назывался по-другому. Время тогда было «суровое». Прославлялись партия и товарищ Сталин во всем. И что же сейчас?
А сейчас «Сталинские» дома и кварталы — один из наиболее дорогостоящих и востребованных видов жилья. Почему — спросите вы? Да потому, что делалось все под единым жестким руководством. Централизованно проектировались и строились целые города. Изначально определялось, сколько жилья, магазинов и т.п. необходимо людям для нормальной жизни. Контроль качества — простой, но чрезвычайно эффективный: если что не так — могли и расстрелять.
Пойдем дальше. «Хрущевская» эпоха
Эпоха социалистического планирования. Было сказано — все дружно движемся к коммунизму. Народ, в период торжества социализма, должен жить в отдельных благоустроенных квартирах. Архитектурных излишеств быть не должно, это лишнее. Партия сказала — все бросились выполнять, по-другому просто не могло быть.
Целые институты занимались разработкой генеральных планов развития городов. Не города, а городов! На годы вперед, с учетом экономики и роста населения в целом по стране! Создавались документы, которыми до сих пор пользуются при определении, что и как строить в городе.
Результат — миллионы знаменитых пятиэтажных «хрущевок» по всей стране. Хорошо это или плохо? Сейчас говорят что плохо, тогда — люди, которые из коммуналок переезжали в отдельные квартиры, сказали бы что хорошо. Обратите внимание — планировочная структура кварталов застроенных «хрущевками», с их уютными дворами, школами и детскими садиками, достаточно удобна и ценится до сих пор больше, чем огромные дворы-пустыри многих новостроек.
После Хрущева, с точки зрения архитектуры, пожалуй, можно выделить только развитой социализм товарища Брежнева, который мало чем отличался от начинаний Никиты Сергеевича. Затем мы дружно погрузились в перестройку Горбачева и далее в полный хаос.
Я, кстати, свою профессиональную деятельность начал именно во времена глубокой перестройки. После армии «попал» в институт по проектированию городов (специально не называю его правильное название). Там конечно было много спорных моментов, но там реально занимались проектированием городов, по заказу государства и на государственные деньги. Мы выпускали действительно уникальную продукцию — генпланы развития городов на много лет вперед. Но, как я уже и говорил, дальше все развалилось, и наступил хаос.
А что же происходит сейчас? Можно считать, правда, с большой натяжкой, что в последние год-два, наконец-то, стали заниматься вопросами централизованной планировки городской территории. У нас в Санкт-Петербурге, например, приняли «высотный регламент», и выпустили целый ряд документов, действительно важных для развития города. Ознакомиться с ними может любой желающий. Достаточно зайти на официальный сайт Комитета по Градостроительству и Архитектуре г. Санкт-Петербурга, и объем проделанной работы станет понятен. Так же, кстати, как и объем предстоящей работы тоже.
Так в чем причина правильного развития города? А ведь я уже, по сути, ответил на этот вопрос.
Для архитектуры и градостроительства в частности нужна стабильная государственная система. Понимание комфортной селитебной территории в городе, необходимой для жизни людей, существует достаточно давно. Все изучено, систематизировано и понятно. Но для того чтобы «сказка стала былью», не хватает маленькой детали — достаточно долгого периода времени без каких-либо социальных или государственных потрясений.
Она, архитектура — в принципе привязана к стабильности государства и чутко реагирует на малейшие сбои в его работе. Вспомните древние Грецию и Рим, (спасибо учителям в школе), средневековую Европу, список можно продолжать до бесконечности. Только при стабильной системе у самого государства появляются и возможность, и желание заниматься планированием городов (Кстати, не только городов, а вообще всем — дорогами, заводами и т.п.). Не созданием ограничений в виде регламентов, а настоящей, серьезной, основанной на опыте поколений работой.
Вот и все. И никакой стихии. К чему приводит стихийное развитие, мы могли наблюдать в течение почти 20 (!!!) лет того самого хаоса, что последовал за развалом СССР, вплоть до настоящего времени.
Моей мастерской, к счастью, довелось проектировать если не город, то близкую по смыслу структуру – молодежный курортный центр «Port OLE» на Азовском море. Там очень похожая «ткань» – селитебная территория, рекреации, зоны отдыха, развлечения населения и т.п. Очень интересный проект, с прекрасным, во всех отношениях, грамотным заказчиком. Более того – над данным проектом я работал в команде с испанским архитектурным бюро «Cloud 9» под руководством Энрика Руиза Гели (Enric Ruiz-Geli) и непосредственно смог узнать, как к вопросам градостроительства подходят у за границей. Увы – все увиденное мной лишь подтверждает выводы, сказанные в этой статье.
В начале статьи мы вспоминали времена «сталинского ампира» и «хрущевских» пятиэтажек. Когда-нибудь и наше время назовут неким словом. Будут разбирать его в школах и институтах. Интересно, какое название ему придумают? Не хочу думать о плохом, но то, что мы сейчас уже понастроили, как бы похуже «хрущевок» не оказалось. Хотя — время покажет. Бывает, популярные постройки спустя годы становятся объектом критики, и наоборот: то, что сначала все дружно ругали, потом считают шедеврами.
Тот факт, что сейчас начали заниматься вопросами развития города, это конечно радует, но вся проблема в том, что те самые 20 лет, о которых мы говорили, города-то росли, и росли именно стихийно. Планированием точно никто не занимался. К чему это привело? Попробуем разобраться в этом вопросе, но уже в следующей статье, которая будет логическим продолжением этой.