Визуальное пространство помещений в интерьере

Разобравшись в прошлой статье с первым правилом, переходим ко второму. Вы не задумывались, почему в нашем недавнем прошлом очень многие, жившие в тесных «хрущебах» люди, чуть-чуть заработав деньжат, как одержимые стали строить гигантские кирпичные «замки». Отчего душа просила простора, такого чтоб комнаты метров по 50 квадратных, и потолки — чтоб шапка валилась? Только ли оттого, что деньги девать некуда?

Опубликована: 7 июля 2012 года.

Автор: Андрей Федотов.

Все их дружно осуждали: ах они буржуи, с жиру бесятся… Я не возьмусь доказывать, что они белые и пушистые, но одну из причин такой гигантомании мы сегодня обсудим.

Итак — второе правило хорошего интерьера — визуальное пространство помещений.

Что это значит? Это значит, что хороший интерьер создает не количество декоративных изысков-элементов, не нагромождение «супер-мебели», а свободное, «чистое» пространство, иными словами — пустота. Причем, подчеркиваю, разговор идет о пустоте визуальной, а не пустой площади как таковой.

При проектировании кухни (на картинке сверху), например, достаточно было часть громоздкого кухонного оборудования, такого как холодильник, духовка, микроволновая печь, пенал и т.п., визуально замаскировать под плоскость стены, и вот вам результат — визуально свободное пространство. Как это решено на плане квартиры, можно посмотреть в нашей прошлой статье (пример 2), а также на странице проекта этой квартиры, выполненной мастерской.

Конечно, если в однокомнатной квартире площадью 30м2 живет две семьи, то им покажется маловероятным, что разговоры о пустоте актуальны, но это не так. Несмотря на то, что это уже обыкновенная теснота — попросту нехватка квадратных метров, принципы визуального простора работают в этой и в любой другой ситуации. Можно многое сделать. Для начала — прочитайте правило первое и нашу статью — Как из «однушки» сделать «двушку».

Важно просто осознать — изобилие форм, как и изобилие цвета — раздражает глаз. Разумная пустота — благо.

Вспомните, как изменяется помещение, из которого вдруг убрали мебель. Такое иногда бывает, например, когда вы клеите новые обои в комнате. Вспомнили? Потом мебель, скорее всего, возвращается назад, и ощущение простора в комнате быстро забывается.

Элементарный пример, посмотрите: вот традиционная торцевая спальня в наших квартирах.

Торцевая спальня в квартире

Я уверен, в большинстве случаев мебель в подобных комнатах стоит именно так, как показано на рисунке 1. Вспомните наши старые, любимые «стенки», ведь туда так много всего влезает. Мало кто согласится просто так расстаться с этим «чудом из ДСП». А ведь именно из-за такой расстановки мебели комната превращается в подобие коридора. Жить в таком мебельном коридоре можно годами, испытывая постоянный дискомфорт и не понимая, от чего все так плохо.

Мебель вообще имеет интересное свойство, сколько бы ни было шкафов, они все равно чем-нибудь будут заполнены. Причем спустя какое-то время, в основном в процессе очередной генеральной уборки, понимаешь, сколько лишнего хлама просто лежит мертвым грузом. Уборка затягивается и вы, устав от беспрерывной сортировки вещей, некоторую их часть, с так и не определенным до конца статусом, отправляете обратно на полки в шкафу. И так до бесконечности.

Так что же делать? А надо то всего — поменять расположение мебели, поместив ее, как показано на рисунке 2, причем поставить не просто мебель, а сделать шкаф-купе. При закрытых дверях он создаст иллюзию чистой стены. (Если кто хочет сэкономить, то шкаф-купе можно сделать из старой «стенки», удалив фасады, и закрыв все это новыми раздвижными дверями).

Комната станет более широкой и квадратной, а самое главное — визуально просторной. При этом сохранится необходимый (читай разумный) объем шкафов, я вовсе не призываю просто так выбрасывать всю мебель.

Тем, кто действительно располагает квадратными метрами, предлагаю посмотреть на этот снимок — на нем как раз то, о чем я говорю, воплощено практически в дистиллированном виде.

Примеры хорошего интерьера

Фото с сайта www.eduard.ru

Выводы: не захламляйте помещения ненужной мебелью, вещами и т.п. А если это уже произошло — смело решайте проблему самыми кардинальными методами, полумеры здесь не подействуют. Дайте свободу себе и своим помещениям, подчеркиваю, свободу визуальную, т.е. видимую глазом.

Чистые стены, спокойный потолок и свободные от мебели углы помещения, сделают для хорошего интерьера больше, нежели самые безудержные фантазии самых модных «дизайнеров».

Я просто не могу не вспомнить традиционный японский интерьер. Хотя многие от «японского стиля» уже икают, это как раз пример, что называется — в тему. А икают, кстати, потому, что у нас в основном мы видим не японский стиль, а «японо-русский» китч, причем как всегда, в самом извращенном виде.

Так вот, традиционный японский интерьер характерен как раз максимальным отсутствием мебели, лаконичностью и гармонией чистого, свободного пространства.

Вообще вся философия японцев построена на созерцании прекрасного. Отсюда длительные чайные церемонии, искусство бонсай, сад камней и многое другое.

Не могу не привести один из примеров японского стиля, который можно увидеть в одной из работ мастерской — интерьеры квартиры на улице Ленсовета в Санкт-Петербурге. Там я постарался обеспечить именно такой подход к созданию интерьера, о котором написано в этой статье.

В современной Японии 84% населения исповедуют две религии — буддизм и синтоизм. Синтоизм (или синто) дословно можно перевести как «путь множества богов (ками)». Основу этого течения составляет поклонение силам природы. Согласно представлениям синто — солнце, деревья, горы, камни и природные явления, являются «ками» и наделены душой, им поклоняются в специально построенных для этой цели храмах. Буддизм — поиск бога в себе, путь к истинному прекращению страдания и достижения наивысшей точки покоя в нирване. Это краткое религиозное отступление я даю, чтобы стало понятно, насколько глубокие корни лежат в основе японской культуры и японского интерьера в частности.

У нас так глубоко не заглядывают. Куча бамбука, высокие столы с ножками со шпалу от железной дороги, палочки и суши — и ты уже в Японии.

Итог

Второе правило хорошего интерьера — создание чистого, свободного, не обремененного никакими лишними деталями визуального пространства.

Вот тут-то мы и подошли к третьему правилу хорошего интерьера.

Другие статьи мастерской

Архитектурная мастерская организована в 2003 году и предлагает весь спектр услуг в области профессионального проектирования и сопровождения проекта при строительстве.

Среди работ мастерской — проекты жилых и общественных зданий, коттеджей, а так же перепланировки квартир и интерьеры.

Свою профессиональную деятельность мастерская осуществляет на основании свидетельства о допуске к работам номер СРО-П-012-227-06 от 31 мая 2013 года, выданного некоммерческим партнерством проектировщиков c длинным названием «Союзпетрострой-Проект».

Руководитель мастерской — Федотов Андрей Иванович. Архитектурным и строительным проектированием профессионально занимается с 1989 года. Состоит в Союзе Архитекторов России с 1996 года.