Проектирование в историческом центре

Проектирование зданий в историческом центре — задача сложная и деликатная во всех смыслах. Работа наших коллег из ООО «Архитектурная мастерская М4» — редкий пример удачного решения этой задачи. Сегодня мы публикуем статью архитектора Олега Лапшина, о том, как создаются такие проекты.

Опубликована: 10 июня 2012 года.

Автор: Олег Лапшин.

Специалистам Архитектурной студии М4 не так часто приходится проектировать здания в историческом центре города, но каждый раз, начиная проектирование такого объекта, архитекторы учитывают колорит и стилистику окружающей застройки.

Есть различные подходы к решению архитектурного облика новых объектов в историческом центре. Проще всего принять стиль «историзм» — он легко вписывается в историческую застройку. Но при этом от архитектора требуется знание и чувство стиля, что на наш взгляд очень индивидуально, или, сказать прямо, не у всех получается. Современный стиль, присущий нашей временной эпохе, который, в основном, зависит от текущей моды и рынка современных отделочных материалов, будет играть на контрасте с окружением. Но иногда это порождает монстров, в угоду мимолетной моде или производителям фасадных систем.

На наш взгляд, самое подходящее решение — выдерживать стилистику окружения, ее ритм и атмосферу, при этом, без сомнения, применять в архитектуре современные формы и материалы. Вот тут и начинаются сомнения и поиск такого симбиоза, который содержал бы в себе современные веяния и материалы, и в то же время вписывался в стилистику и ритм окружающей застройки.

Например, жилой комплекс на участке Нейшлотского переулка, в силу выполнения задания Заказчика занимает 90% участка застройки, используя весь возможный периметр. Таким образом, периметральные фасады имеют слишком большую длину, совершенно не характерную для окружающей застройки.

В данном случае, архитекторами было принято решение о членении фасадной плоскости на блоки разных пропорций, выделенных слабо выступающими ровными плоскостями с различным ритмом окон. Эти плоскости у различных блоков окрашены в разные цвета, характерные для окружающей застройки. Заступающие плоскости технического этажа и вертикальных лестничных элементов оштукатурены с рустовкой. Была предусмотрена отделка лицевой поверхности фасадов различной штукатуркой, наложением рустованных плоскостей и карнизов, то есть применением, традиционных для Петербургского стиля, элементов.

Жилой дом на Нейшлотском переулке

Главный фасад, ориентированный на Нейшлотский переулок, расположен по красной линии застройки и представляет собой разновысокий силуэт, имитирующий застройку из 4-х домов, объединенных общей архитектурной концепцией. Такое решение обеспечивает сохранение ритма застройки. Применение элементов фасадного остекления придает зданию современный вид. На уличных фасадах присутствуют прямоугольные и закругленные эркера, почти нет балконов, что также характерно для Петербурга. Все балконы расположены на южных и восточных дворовых фасадах.

Силуэт фасадов решён за счёт развитых сильно выступающих карнизов, расположенных на разных высотах в разных секциях, выступающих лестничных клеток и мансард. Таким образом, проектируемое здание имеет как бы два силуэта: один воспринимаемый вдоль улиц с высоты человеческого роста, и второй, воспринимаемый издалека. Само здание имеет Ш-образную форму в плане, с организацией крытых дворовых пространств, объединенных между собой и с пространством улицы высокими трехчастными арками. Высота фасадов не превышает, допустимо разрешенную, для застройки исторического центра города. В большинстве своем два последних этажа решены с отступом от линии фасада и зрительно спрятаны за выступом карниза. Со стороны пустыря, в первом этаже располагаются въезды в боксы встроенных индивидуальных гаражей. При примыкании к существующему дому, под аркой на главном фасаде, расположены проезды в дальний двор, въезд на кровлю крытых дворов и въезд во встроенную полузаглубленную автостоянку. Такое объемно-планировочное решение позволило максимально использовать площадь участка, отведенного под застройку и максимально использовать разрешенную высоту, при сохранении зрительного восприятия улицы.

Решение для фасада комплекса «Граф Орлов»

Этот многофункциональный жилой комплекс со встроено пристроенными гаражами и Торгово-развлекательным комплексом представляет собой симметричную композицию, относительно оси, проходящей перпендикулярно Московскому проспекту и доходящей до Варшавской улицы. По оси располагается Торгово-Развлекательный Комплекс (ТРК), к которому с двух сторон примыкает по 5 жилых корпусов. Корпуса, расположены друг за другом, параллельно Московскому проспекту. Этажность комплекса ступенчатая, вдоль Московского проспекта 8-ми этажные секции, за ними корпуса 14—17—35 этажей и на Варшавскую улицу выходят дома 14—17 этажные.

Комплекс «Граф Орлов»

Между жилыми корпусами пристроены надземные гаражи для жильцов, с эксплуатируемой кровлей, расположенные над подземными стоянками ТРК. Стоянки объединяют жилые корпуса в единый объем, создавая ощущение, что весь комплекс стоит на единой платформе, приподнятой над землей.

Главный композиционный элемент комплекса — четыре 35 этажных жилых дома, являющиеся доминантами не только для проектируемого комплекса, но и для всей окружающей застройки. Они служат своеобразными маяками, объектами притяжения комплекса. ТРК располагаясь в центральной части проектируемого комплекса, своим объёмом разделяет (объединяет) обе части жилой застройки. Боковые фасады ТРК участвуют в формировании дворов жилых домов. Совместно с жилыми корпусами первой линии, фасад ТРК формирует линию застройки комплекса «Граф Орлов» по Московскому проспекту. Левый и правый флигели ТРК, частично выступают за общую линию фасадов, образуя площадь перед главным входом ТРК. С Московского проспекта площадь ограничена порталом въезда / выезда в подземные помещения автостоянок.

Решение фасадов предлагалось определить стилем существующей застройки Московского проспекта. Но если это решение Заказчик допускал для жилых домов, то для ТРК такое решение было категорически отвергнуто. Резонно было замечено, что для развлекательного центра, «жесткая» строгая архитектура в стиле «сталинского ампира» не подходит, что посетителей скорее должен привлечь «легкий», «воздушный» архитектурный стиль, помпезность и роскошь. А учитывая единство всего комплекса, этот стиль должен прослеживаться и на 8 этажных жилых домах, примыкающих к ТРК, и на 35 этажных башнях.

В результате работы с Заказчиком, разработки вариантов и их обсуждения, нашими архитекторами был предложен вариант фасада ТРК, учитывающий и запросы Заказчика и стилистику Московского проспекта. Пропорции фасада, его членения и цветовая гамма подчинены окружающей застройке. Главный вход в ТРК решен по традиционной схеме организации парадного пространства, характерной для дворцовых ансамблей и для ансамблей Московского и Невского проспекта.

Безусловно, дальнейшая работа над фасадами комплекса внесет коррективы и уточнения в пропорции и детализацию. Но мы хотели показать данный проект в качестве примера работы наших архитекторов в столь сложном и ответственном месте нашего города, примера сохранения стилистики проспекта, но с использованием на фасадах современных материалов и форм.

Другие статьи мастерской

Архитектурная мастерская организована в 2003 году и предлагает весь спектр услуг в области профессионального проектирования и сопровождения проекта при строительстве.

Среди работ мастерской — проекты жилых и общественных зданий, коттеджей, а так же перепланировки квартир и интерьеры.

Свою профессиональную деятельность мастерская осуществляет на основании свидетельства о допуске к работам номер СРО-П-012-227-06 от 31 мая 2013 года, выданного некоммерческим партнерством проектировщиков c длинным названием «Союзпетрострой-Проект».

Руководитель мастерской — Федотов Андрей Иванович. Архитектурным и строительным проектированием профессионально занимается с 1989 года. Состоит в Союзе Архитекторов России с 1996 года.